МОСКВА

Москва-Ватикан

Сорок два прекрасных гостя из Ватиканской Пинакотеки —
с продолжительным визитом в Третьяковской галерее.
В Москве открывается выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Сорок два произведения искусства XII-XVIII веков проведут в Инженерном корпусе Третьяковской галереи почти четыре месяца, после чего вернутся в основную экспозицию Музеев Ватикана.

Произведения художников, чьи имена вынесены в название выставки — малая и не самая удивительная часть того, что представлено в этой бесценной экспозиции. За Рафаэля здесь отвечают две маленькие доски из пределлы (подножия алтаря), а «Положение во гроб» Караваджо привозили в ГМИИ пять лет назад. И только «Оплакивание» Джованни Беллини — редкий случай, когда работу великого венецианца можно увидеть в России — ни один из российских музеев не может похвастаться наличием его работ в коллекции.

Кроме того, на выставке представлены картины Фра Анджелико, Перуджино, Веронезе, Лодовико Карраччи, Гверчино, Гвидо Рени. Все картины изображают религиозные сцены. Даже непонятно как оказавшийся на этом итальянском празднике жизни француз Никола Пуссен представлен картиной «Мученичество Святого Эразма».

Очень многие картины, представленные в Инженерном корпусе, впервые покинули пределы Ватикана. За некоторые из впервые путешествующих экспонатов становится тревожно — например, за римскую икону XII века «Христос Благословляющий». В порядке исключения в Москву отпустили хрестоматийного «Ангела, играющего на лютне» Мелоццо да Форли, украшавшего когда-то купол апсиды церкви Санти Апостоли. С детства его люблю и была счастлива увидеть вживую.

Мелоццо да Форли (1438-1494)
Ангел, играющий на лютне (1480)
В официальных текстах об этой выставке пишут, что она очень важна для закрепления дружеских отношений между Россией и Италией, но это все ерунда. Уж с кем, а с итальянцами у нас проблем никогда не было, мы всегда любили друг друга и сотрудничали. Эта выставка важна для вдохновения, для пополнения вашей внутренней палитры новыми цветами, для того, чтобы остановиться на мгновение, глубоко вдохнуть и нырнуть в эту красоту.

В Третьяковской галерее учли печальный опыт с выставкой Серова — двери в этот раз ломать не дадут и очередей не допустят. Билеты на «Roma Aeterna» нужно будет покупать заранее на сайте и приходить строго ко времени сеанса, указанному в билете. Пускать будут группами по девяносто человек и на осмотр выставки дадут полчаса (что на мой взгляд критически мало — меньше минуты на одну картину). Другой минус этого решения — все билеты до января уже раскуплены. Но выставка заканчивается 19 февраля, и шансы повздыхать перед великими полотнами ещё есть.

Проведение выставки и издание каталога к ней были бы невозможны без масштабной поддержки Благотворительного фонда А.Б. Усманова «Искусство, наука и спорт».
ПОделиться:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Made on
Tilda