КНИГИ

Летние чтения

Лето не закончилось, пока ты не прочитал все книги.
Мой план на это книжное лето был странным — я хотела устроить себе реконструкцию школьных каникул и прочитать (наконец!) все книги про Гарри Поттера. Но стоило мне достать с полки очередной том, как сразу же в руки попадалось что-то жутко интересное. В общем-то, этот пост — о книгах, которые я прочитала летом в перерывах между провальными попытками начать читать Роулинг.
1
Май Митурич
«Воспоминания»
Одно из самых ярких моих детских воспоминаний о книгах и иллюстрациях — эта иллюстрация к сказке Киплинга «Рикки-Тики-Тави». Здесь надо сказать, что я очень (очень!) боюсь змей, от одной мысли о змеях мне страшно, от вида змей на фотографии я просто каменею и не могу говорить. В третьем классе я намертво заклеила разворот с нарисованными змеями в жёлтом атласе «Мир и человек» и предпочла получить двойку, чем разобраться в отличиях ужа от гадюки. Но эти полупрозрачные кобры, нарисованные Маем Митуричем-Хлебниковым, завораживали и восхищали меня настолько, что я часами не могла от них оторваться. Разумеется, иллюстрацией я тогда не интересовалась и имён иллюстраторов не запоминала. Поэтому только этим летом обнаружила, что кобр нарисовал Май Петрович Митурич-Хлебников, сын важных для русского искусства художников Веры Хлебниковой (сестра Велимира Хлебникова) и Петра Митурича. Он же нарисовал множество каноническх иллюстраций к произведениям Маршака, Бианки, Чуковского и Барто.

Книга вышла к 90-летию со дня рождения Мая Митурича, и в ней — вся его непростая, но удивительная судьба в воспоминаниях, собранных дочерью Верой Хлебниковой. Год за годом, начиная с детства в довоенной Москве, Митурич рассказывает свою жизнь словами и картинками, не забывая знакомить читателя со своими современниками: писателями, художниками, иллюстраторами, издателями. Главным открытием в этой книге для меня стало то, что гигантское панно в Палеонтологическом музее нарисовал тот самый Митурич. Истории Митурича такие живые и яркие, что большую толстую книгу прочитываешь за один вечер. Но потом возвращаешься к ней вновь и вновь — наверное, из-за иллюстраций, которые продолжают на меня действовать так же, как те две полупрозрачные кобры из детства.

Издательство «Фортуна Эл» (2015)
2
Борис Диодоров
«Жил. Любил»

Эта книга долго ждала своего часа — я купила её в библиофильском припадке, поставила на полку и забыла. Но когда читала биографию Митурича, вспомнила о Диодорове.

Имя Бориса Диодорова внесено в Почетный список лучших в мире иллюстраторов детской книги, а послужной список живого классика детской иллюстрации насчитывает более четырёхсот книг, среди которых сказки Милна, Лагерлёф, Аксакова, Бажова. Но главная любовь Диодорова — сказки Андерсена, над иллюстрациями к которым он кропотливо работал по пять лет.

Для меня Диодоров — заклинатель книг. Он говорит с ними, шепчется, и они, в благодарность за то, что он их слышит, ведут его карандаш. Диодоров удваивает площадь сказочных миров, созданных писателями, и наполняет их новыми деталями и персонажами.
Дизайн «Жил. Любил» разработало бюро ABCdesign, которые делают не книги, а произведения полиграфического искусства. В альбоме, выпущенном к 80-летию Бориса Диодорова, ABCdesign бережно собрали его культовые иллюстрации, наброски, материалы из личного архива, обложки редких иностранных изданий. Книга получилась бесценная — из тех, глядя на которые, представляешь своих внуков с этой книгой в руках. Так что если в каком-то магазине остался один из 1000 экземпляров (очень маленький тираж для такой книги), немедленно туда бегите.

Издательство ABCdesign (2014)
3
Мишель Пастуро
«Цвета нашей памяти»

Милый француз Мишель Пастуро открыл для меня в этом году дивный загадочный мир цвета. На орбите профессиональных интересов Пастуро кружатся такие редко поддававшиеся нескучному описанию темы как историческая семантика цвета и символика животных. В апреле я прочитала его книгу о синем цвете, влюбилась в автора и в тему и обнаружила, что новая книга Пастуро уже вышла в русском переводе.

«Цвета нашей памяти» — увлекательный non-fiction о том, как менялось отношение к цвету на протяжении последних шестидесяти лет и каково влияние цвета в повседневной жизни. Каждый известный нам цвет и ещё парочку его оттенков Пастуро разбирает в совершенно неожиданном ключе. Теперь в моей голове куча очень весёлых и, кажется, бесполезных знаний о цвете: не надевать зелёное на свадьбу где-нибудь на юге Франции, не красить в фиолетовый товары для детей и не брать розовых хрюшек сниматься в фильмах о Средневековье.

Alexandria (2016)
4
Натали Ратковски
«Разреши себе творить»

Я долго обходила эту книгу стороной — она, конечно, красивая, но название... Разрешить себе творить, как это вообще? Я и не запрещала вовсе, просто вхожу в творческий ступор чаще, чем хотелось бы. В общем, название книги сбило меня с толку, и я решила, что это очередная мотивирующая книга для скучающих домохозяек. Нет, нет и ещё раз нет.

Книга Натали Ратковски о том, как снять творческий блок, перестать бояться белого листа (а у меня какой-то иррациональный страх по этому поводу) и сделать свой артбук буквально из всего, что попадётся вам под руку. Я, конечно, начала читать «Разреши себе творить» с некоторой долей скепсиса, но сама не заметила, как начала потрошить первый попавшийся под руку журнал и обклеивать вырезками блокнот. Никаких обязательств и обещаний самому себе в духе «ещё немного потренируюсь и стану настоящим художником». Просто рисуешь, вырезаешь, клеишь и наслаждаешься моментом.
Издательство «Манн, Иванов и Фербер» (2015)
5
Маша Рольникайте
«Я должна рассказать»
Этой книги точно не должно быть в моей жизнерадостной летней подборке. Но мои коллеги выпустили в августе очень важный проект о Холокосте, а в нём — список книг, которые рассказывают о Катастрофе. На следующий день я уже рыдала над воспоминаниями Маше Рольник (Марии Григорьевны Рольникайте) о жизни во время войны.

Рольникайте называют литовской Анной Франк — им обеим было тринадцать, когда они начали вести свои печальные дневники. Единственная дата в Машином дневнике — 22 июня 1941 года — в этот день была сделана первая запись. Дальше никакой хронологии, только сплошной кошмар: потеря близких, выживание в Вильнюсском гетто, ужасы концлагерей. Из семьи остались в живых только отец и старшая сестра. Мать и младшие сестра и брат погибли.

Читать такие книги очень тяжело — ты пытаешься заранее настроиться, предупреждаешь себя, что будет страшно. Но невозможно настроиться на тот кошмар, который проживает подросток, оставшийся на войне без семьи. Свои записи Маше делала на клочках бумаги и заучивала наизусть, желая во что бы то ни стало сохранить память о том, что происходило с ней и её семьёй. Восстановить все воспоминания на идише удалось лишь в 1946 году, а первое издание книги «Я должна рассказать» вышло в 1963 году на литовском языке. Первая публикация на русском вышла в 1965 году.

Специально для этого издания книги, вышедшего в 2016 в издательстве «Самокат» в рамках серии «Как это было», составитель серии Илья Бернштейн собрал сайт с материалами из личного архива Маше Рольник и видео-интервью с теми, кто выжил и кто хранит страшную память о Холокосте. Это издание — последнее прижизненное издание «Я должна рассказать» на русском языке. Марии Григорьевны Рольникайте не стало 7 апреля 2016. В своём интервью для сайта она призналась, что иногда сожалела о потраченном на борьбу с антисемитизмом здоровье. И мне очень хочется, чтобы в память о Маше Рольник, совсем юной и наивной девочке из Вильнюса, прошедшей одну из самых страшных трагедий в истории человечества, вы прочитали эту книгу. Дорогая Маше, ты боролась не зря.

Издательство «Самокат» (2016)
6
Арт Шпигельман
«Маус»

Если вы знаете о «Маусе» Арта Шпигельмана, то наверняка уже прочитали этот графический роман, и ничего нового я вам о нём не расскажу. Но если вы видите эту обложку впервые, то, кажется, у меня есть для вас совет, как потратить 600 рублей.

Я долго запиналась о фразу «комикс о Холокосте», хотя я не из тех, кто любит поспорить о недопустимости говорить о трагедии в формате, изначально призванном развлекать. Оставим это моралистам, снимающим «Мауса» с продаж. Все, кто пишет о «Маусе», обязательно употребляют эпитет «пронзительный». Вот и мне сложно удержаться. «Маус» — одно из самых пронзительных произведений о Холокосте. В книге переплетается история отца Арта — польского еврея Владека Шпигельмана, прошедшего через ужас Холокоста, потерявшего старшего сына и многих родственников в Катастрофе, и история взаимоотношений Владека с младшим сыном (собственно, Артом).
Работу над комиксом Арт Шпигельман начал в 1972 году — говорил с отцом, записывал его воспоминания об Аушвице и выпускал серию за серией в независимых журналах. Собрать всё в одну книгу удалось в 1991 году, а в 1992 комикс был отмечен Пулитцеровской премией. На русский язык «Маус» перевели спустя двадцать лет. Наша страна стала последней из всех стран-участников антигитлеровской коалиции, в которой издали главный комикс ХХ века.

Издательство Corpus (2013)
7
Анри Картье-Брессон
«Воображаемая реальность»
Если бы к Пантеону богов можно было добавить нового бога, то это был бы Анри Картье-Брессон — бог фотографии. «Не переношу устраивать события и режиссировать. Это ужасно... Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю...» — сказал Картье-Брессон однажды и всю жизнь этого правила придерживался.

В наше время цифровой фотографии, когда на плёнку снимают разве что профессионалы и романтики, особенно важно не растерять то, что нам оставил прекрасный седовласый старичок с «Лейкой»: «решающий момент» и «внутреннюю тишину». Об этом, собственно, и книга — никаких практических советов и секретов мастерства вы в ней не найдёте, только метафоры и намёки на непостижимое тайное знание. Но в этом и есть Анри Картье-Брессон — он предчувствовал жизнь, а не режиссировал её.

Издательство «Лимбус Пресс» (2015)
8
Братья Маклеод
«Книга гениальных идей и как их придумывать»

Гораздо более потрёпанная копия «Книги гениальных идей» всё лето кочевала по моим рюкзакам и сумкам, выполняя функцию увлекательного бумажного тайм-киллера. А эта новенькая копия на фотографии ждёт встречи с моей подругой-сценаристом. Мне кажется, они друг другу понравятся.

Авторы книги братья Грег и Майлс Маклеод известны своими анимационными зарисовками (я обожаю их серию мультфильмов по мотивам пьес Шекспира). Старший брат Грег — иллюстратор и аниматор, обладатель премий и наград Webby и Association of Illustrators Gold Award. Младший брат Майлс не отстаёт — пишет сценарии для BBC, Disney и Nickelodeon и собирает награды за свои режиссёрские и писательские заслуги. В 2011 году братья были удостоены премии BAFTA за весёлый (и немного сумасшедший) образовательный проект про математику для BBC Learning.

В «Книге гениальных идей» братья Маклеод собрали множество творческих идей и упражнений. На одной странице ты рисуешь «заготовки» персонажей, на другой раскрашиваешь свой персональный тотемный столб, а на третьей выбираешь, какое из весёлых преступлений совершит твой герой: катапультирует всех крикунов из вагона или разобьёт Ferrari кувалдой. В книге очень много советов по выходу из творческого ступора, которые скорей всего вызовут реакцию в духе «ну это же и так понятно». Например, отправиться в ближайший город, в котором ты никогда не был, или выбрать новое пространство для работы и творчества. Но для того и нужны такие книги — напомнить тебе об очевидном и помочь в том, что ты и так умеешь.

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» (2016)
9
Валерий Малеев
«Неизведанный Байкал»
Где-то в середине лета, когда я уже смирилась с тем, что летнего отпуска мне не видать, в руки попала книга «Неизведанный Байкал». Автор книги — Валерий Малеев, человек и пароход, а точнее депутат и кандидат биологических наук. «Неизведанный Байкал» далеко не первая его книга, в послужном списке Малеева-автора такие книги как «Мои знакомые леопарды» и «Занимательная зоогеография».

Большой и очень тяжёлый альбом с фотографиями Валерия Малеева — отличный подарок для тех, кто планирует путешествие на Байкал. Фотографии в альбоме сделаны с любовью к Байкалу и без свойственных альбомной фотографии прикрас — судя по всему, фотошоп их практически не касался. И знаете что, я верю в такие закаты и рассветы, в такую зелень и такую синеву неба. Я вообще убеждена, что природа слишком идеально устроена и раскрашена, чтобы подключать фотошоп.

Впрочем, фотографии не главная ценность этого альбома (надеюсь, никто не обидится на эти слова), главное — советы Валерия Малеева тем, кто планирует путешествие на Байкал. Автор разработал и подробно описал шесть сезонных маршрутов по Байкалу, и тут уж выбирайте сами — хотите вы увидеть зимнюю гладь великого озера или снять тающие весенние байкальские «айсберги», устроить фотоохоту на байкальских нерп или застать влюблённых осенних маралов.

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» (2016)
10
Эль Луна
«Между надо и хочу»

Я захотела эту книгу сразу — о ней в один миг написали все блоги, а яркие и красочные развороты этой книги вызывали у меня обильное слюноотделение. Но между нашей с этой книгой встречей и первым чтением прошло несколько месяцев — я ждала подходящего настроения и момента. Такие книги нельзя читать в метро. Эта книга про поиск себя, а искать себя в перегоне между Белорусской радиальной и Динамо — бессмысленное занятие.

Автор книги — американская художница Elle Luna. И история её книги началась с этого эссе на Medium, которое Эль опубликовала в 2014 году. Эль Луне можно верить в вопросах поиска себя — у неё красивая добрая улыбка, она живёт в Сан-Франциско и ведёт Instagram мечты — там сплошь рисунки, щенки и бабочки. А ещё Эль занимается арт-терапией с больными раком детьми. Про таких, как Эль Луна принято говорить «вдохновляющие». Вот и книга у неё получилась соответствующая.
С книгами вроде «Между надо и хочу» всегда одна и та же проблема — ты клюёшь на красивую обложку и восторженные отзывы и ждёшь, что уж в этой-то книге точно будут ответы на все твои вопросы. Прочитаешь такую книгу и сразу же поймёшь ВСЁ. Так не бывает. Нет такой книги. Но «Между надо и хочу» — книга с накопительным эффектом. Не убирайте её на полку после прочтения. Положите на прикроватную тумбу и листайте перед сном. Возможно, где-то между цитатой Руми и советом научиться чему-то новому (например, разбираться в саке) вы однажды найдёте свой путь. В любом случае, это лучше, чем пялиться перед сном в смартфон.

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» (2016)
11
Дэвид Хорсагер
«Час тишины»
«У меня нет времени» — сколько раз в день вы говорите и слышите эту фразу? Синдром хронического отсутствия времени поражает лучших из нас! Но, к счастью, Дэвид Хорсагер написал книгу, на которую вы обязательно должны найти время.

«Час тишины» — это тридцать пять советов о том, как бороться с главными источниками синдрома отсутствия времени: прокрастинацией и перфекционизмом. Как выяснилось всё просто — записывайте, планируйте, формулируйте и не включайте телевизор.

Конечно, в книге есть и странные советы в духе «Добивайтесь от совещаний максимума» и «Будьте энергичными», но давайте спишем это на то, что Дэвид консультирует топ-менеджеров американских компаний, живёт в небольшом Миннеаполисе и никогда не ездил на работу в час пик в московском метро.

Издательство «Манн, Иванов и Фербер» (2016)
12
Тит Нат Хан
«Тишина»

Тишина, о которой идёт речь в книге Тита Нан Хана — это, как говорится, тишина совсем другого уровня. Никакого бизнеса, никакого планирования, только бесконечное стремление к осознанности.

Я далека от медитаций (слишком скучно) и йоги (слишком медленно), поэтому книги, в которых предлагают научиться останавливать мысли и делать дыхательные упражнения, меня веселят.

Тем не менее Тит Нан Хану есть что сказать даже непоседливому скептику вроде меня. Тишина — это мощный инструмент творчества. И похоже, тишина, о которой пишет Тит Нан Хану — это та самая внутренняя тишина, о которой говорил Анри Картье-Брессон четырьмя книгами выше.
Издательство «Манн, Иванов и Фербер» (2016)
13
Жозе Гомес Феррейра
«Чудесные приключения Жоана Смельчака»

Эту книгу я спасла из-под пыльных завалов во время моей поездки на блошиный рынок в Новоподрезково. Отдать сто рублей за редкое издание, которое сильно старше меня — это большая удача. Но отдать сто рублей за прижизненное издание «Чудесных приключений Жоана-Смельчака» Жозе Гомеса Феррейры с иллюстрациями Сергея Пожарского — это переход на новый уровень моего увлечения букинистическими изданиями. В тот момент я — кажется, впервые в жизни — почувствовала несвойственный мне азарт.

Что же до самой сказки, то это абсолютно сумасшедшая смесь Андерсена и Кэрролла, слегка присыпанная коммунистической идеологией. Получилось такое коммунистическое Зазеркалье — с людьми-граммофонами, поездами с крыльями, добрыми людьми с ножами вместо пальцев и роботами в качестве кондукторов.
Я не знаю, хихикали ли над этой сказкой советские дети, но кажется, моя любимая «Алиса в Стране чудес» отошла на второй план. Прекрасное, сумасшедшее чтение.

Издательство «Художественная литература» (1971)
14
Beatrice Alemagna
A Lion in Paris
И завершает эту «прощай, лето» подборку книга, которая с недавних пор входит в десятку моих самых любимых книг. Книга, в которой чуть больше сотни слов, но для меня это одна из лучших книг, которые я когда-либо держала в руках. Я заказывала эту книгу два раза (первый раз книга потерялась в недрах Почты России). Каждую страницу этой книги мне хочется вставить в рамку и повесить на стену. Автор и иллюстратор книги «A Lion in Paris» — итальянская художница Беатриче Алеманья. На счету Беатриче более тридцати детских книг, за каждой из которых тянется длинный хвост наград.

Сюжет книги простой: юный лев заскучал в родных краях и решил отправиться на поиски работы, любви и будущего. Не прихватив с собой ровным счётом ничего, лев прыгает в поезд и приезжает в Париж. Один в большом городе, он долго не может понять, почему люди — ни один человек — не обращает на него внимания. Лев бродит по городу, спускается в метро и даже заходит в Лувр. И вот там-то, в зале Джоконды, лев встречает настоящего друга!

Эта наивная и очень добрая книга с прекрасными иллюстрациями — не просто моя единственная удачная попытка реконструкции летних каникул, а мой персональный портал в детство, который я точно возьму с собой на необитаемый остров.

Tate Publishing (2014)
ПОДЕЛИТЬСЯ:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: