МОСКВА

А с платформы говорят...

...это город Москва, а также Ленинградский, Казанский и Ярославский вокзалы глазами инженера.
Дружба с проектом «Москва глазами инженера» заносит меня в неожиданные места.
Например, на вокзалы. Казалось бы, ничего неожиданного — кого сейчас удивишь вокзалами. Но благодаря Айрату и его единомышленникам я увидела три главных московских вокзала с необычных ракурсов. А мой друг и фотограф Лёня Леонтьев задокументировал фрагменты этого нашего маленького путешествия.
Вид на площадь с Казанского вокзала.
За утилитарностью вокзальной суеты — огромная культурная и историческая ценность.
Площадь трех вокзалов — одна из точек на карте столицы, на которые сложно взглянуть иначе, чем привык. Казанский, Ленинградский и Ярославский вокзалы — приехал-уехал. Ах да, кажется, там красивая архитектура, но ты несёшься с чемоданом на поезд или на такси, и смотреть по сторонам совсем не входит в твои планы.

Здесь нужен проводник, который поможет увидеть в царящей вокруг суете незаметные, но важные детали, потаённые уголки архитектурной махин. Ведь за утилитарностью вокзальной жизни скрывается огромная культурная и историческая ценность.
Казанский вокзал
Первое здание Казанского вокзала было деревянным. А вокзал назывался Рязанским. Первый поезд с Рязанского вокзала отправился в 1862 году, но из-за недоделок поезд не мог останавливаться на нужной станции. В итоге мужчинам приходилось выпрыгивать из поезда на ходу, а дам и детей выносили на руках. Проект нынешнего вокзала, разработанный архитектором Щусевым, был утверждён в 1913 году, но работы по строительству «ворот на Восток» были завершены в 1940 году.
Ленинградский вокзал
В отличие от Казанского вокзала, Ленинградский вокзал сохранил свой первоначальный облик, каким его придумали архитекторы Тон и Железевич в середине XIX века. Со временем менялось лишь внутреннее убранство вокзала. Не сохранилось и первое имя вокзала — Николаевский.
Ярославский вокзал
Ярославский вокзал — самый маленький и симпатичный из трёх вокзалов. Строил его главный архитектурный сказочник Москвы — Фёдор Шехтель. А ещё с Ярославского вокзала в 1929 ушла первая электричка в Мытищи.
После экскурсии по трём вокзалам начинаешь воспринимать это место совершенно иначе — проникаешь сквозь фасады, всматриваешься в кладку этих архитектурных шедевров, одновременно уходя глубоко в прошлое. Вот вместе с солдатами батальона лейб-гвардии Преображенского и Семёновского полков едешь самым первым поездом из Петербурга в Москву по Николаевской дороге. А вот Фёдор Осипович Шехтель выводит очертания колонн будущего Ярославского вокзала. И в конце концов, когда оказываешься на крыше Казанского вокзала, осознаёшь, что площадь трёх вокзалов — место силы.

Записаться на экскурсию с образовательным проектом «Москва глазами инженера» можно здесь.

Made on
Tilda