ПУТЕШЕСТВИЯ

В Питере — ходить в музеи!

Музеи и галереи, без которых поездка в Петербург не засчитывается.
1
Зал Юпитера в Зимнем дворце
Домиция Лонгина жила долго — до 70 лет. Но вряд ли счастливо.
Эрмитаж — бесконечная Вселенная. Мой первый визит в Эрмитаж выпал на единственный день недели, когда в Императорском зале заводят золотого павлина. Незамысловатая пластика механической птицы и смешное павлинье «кря» произвели на меня неизгладимое впечатление и предопределили мою профессию: я поступила на факультет истории мировой культуры, и Эрмитаж стал моим вторым домом. Даже сейчас, когда я приезжаю в Петербург (чаще работать, чем отдыхать), я говорю «мне нужно немного Эрмитажа» и убегаю на Дворцовую хотя бы на полчаса.

Бессмысленно пытаться за один визит осмотреть весь Эрмитаж — у вас просто закружится голова. Выдохните, подумайте, что именно вам хочется увидеть сейчас, или просто ткните наугад в план Эрмитажа, и идите туда. Однажды я просидела целый час перед «Арабской кофейней» Матисса — просто, чтобы «зарядить» глаза.

Мой вечный фаворит в Эрмитаже — зал Юпитера. Люблю его за тишину, зелёные стены и историю Домиции Лонгины. Сейчас два её бюста — Домиция в молодости и Домиция в зрелости — экспонаты в зале Юпитера. А когда-то, двадцать столетий назад, вполне себе реальная Домиция Лонгина, дочь полководца и просто красавица, изрядно подпортила жизнь своему супругу — императору Домициану. Ну как подпортила. Домициан заподозрил Домицию в измене с молодым актёром и развёлся с ней, а она поддержала заговор против него. Домициана убили и похоронили без почестей, как гладиатора, а имя вытравили со всех памятников. Сейчас, кстати, оба бюста Домиции стоят ровно напротив Юпитера — скульптуры, когда-то украшавшей загородную виллу Домициана.

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2
https://hermitagemuseum.org
2
«Кабинет книги художника» в Главном штабе
Экспонат третьей выставки в рамках проекта «Кабинет книги художника».
Ещё одна неочевидная экспозиция в Эрмитаже — «Кабинет книги художника» в Главном штабе. Узнала я о ней почти случайно от смотрительницы другого зала — мы разговорились о книгах, и она между делом спросила, видела ли я новую выставку, посвящённую livre d'artiste. До закрытия музея оставалось совсем немного, и мне пришлось бежать через все залы на четвёртый этаж.

«Кабинет книги художника» посвящён важному, но не очень известному явлению в искусстве прошлого века. Livre d'artiste — это особый жанр книгоиздания, произведение искусства, а не книга. Раз в три месяца экспозицию обновляют — книги требуют тишины и специального хранения. Но на смену одним книгам приходят другие бесценные экспонаты из фондов Эрмитажа и коллекции академика Российской академии образования Марка Башмакова, стараниями которого и состоялся этот проект.

Очень рекомендую купить в музейном магазине каталоги всех экспозиций, но будьте готовы к тому, что вес вашего чемодана увеличится на 5 кг минимум — Марк Иванович и его коллеги не жалеют на каталоги ни сил, ни красок, ни бумаги.

И ещё пара лайфхаков про Эрмитаж. Если вам случится попасть в Петербург в высокий сезон, не пугайтесь очередей в кассы во внутреннем дворе Зимнего дворца — смело идите в Главный штаб и покупайте билет там. Есть ещё вариант с покупкой электронного билета на сайте или в автомате, но они какие-то нестабильные. Если хотите погулять по Эрмитажу подольше, выбирайте для посещения среду или пятницу — в эти дни музей работает до 21:00.

Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 6/8
https://hermitagemuseum.org
3
Декоративно-прикладное искусство в Русском музее
Фрагмент одного из экспонатов зала декоративно-прикладного искусства.
Главное правило, которое следует помнить при посещении крупных музеев, гласит: самые интересные экспозиции прячутся в неожиданных местах. Это не значит, что в следующий раз в Русском музее обходите стороной залы с большими художниками. Вовсе нет. Просто присмотритесь к неприметной двери у лестницы на первом этаже в корпусе Бенуа — за ней скрывается настоящая сокровищница.

Собрание произведений народного искусства Русского музея — одно из крупнейших и подробнейших в стране. Его собирали по крупицам — экспедиции отправлялись в разные уголки России. Эти залы не должны пустовать, вы же понимаете.

Санкт-Петербург, Инженерная, 4
http://www.rusmuseum.ru
4
Музей прикладного искусства Академии барона Штиглица
Соляной переулок, 15
В гулких коридорах музея не хватает разве что привидений.
Академия имени А. Л. Штиглица (или «Муха») считается антиподом Императорской академии художеств. Более того, между «Мухой» и Академией художеств уже давно идут тихие холивары — «мухинцы» всегда считались более свободными, в то время как академия художеств — нерушимый оплот классического художественного образования. Я знаю одну семью, в которой сын учился в Академии художеств, а дочь — в «Мухе». Оба учились на архитекторов, но постоянно спорили о любой мелочи, касающейся учёбы. Помните войну «остроконечных» и «тупоконечных» в «Приключениях Гулливера»? Так вот, один раз я стала свидетелем нешуточного спора о том, как правильно натянуть бумагу на планшет.

Музей Академии имени А. Л. Штиглица — это то, что добавляет ей очков в этой странной гонке. Музей обошёлся меценатам в пять раз дороже, чем сама академия. Экспонаты собирали по всей Европе — музей должен был стать для студентов наглядным пособием по истории прикладного искусства. Сейчас часть коллекции перекочевала в Эрмитаж, но остальные экспонаты до сих пор можно увидеть в одном из четырнадцати затейливо оформленных залов.

Я очень люблю этот музей за атмосферу и тишину — людей здесь встретишь редко, смотрительницы не докучают. С экспонатами здесь обращаются очень бережно, но без фанатизма — от этого музей больше похож на огромную антикварную лавку, немного пыльную и скрывающую настоящие сокровища.

Санкт-Петербург, Соляной переулок, 13-15
http://www.stieglitzmuseum.ru/ru/museum.htm
Заметки на полях
По коридорам Музея прикладного искусства Академии барона Штиглица ходит человек с картиной. Смотрительницы шутят, мол, тебе просто нравится с картиной шастать. Кто-то вспоминает фильм «Старики-разбойники». «Я таким макаром могу из Эрмитажа Венеру Милосскую вынести!» — хватается за сюжет фильма человек с картиной. «Которой там нет», — добавляет Алексей Игоревич Бартенев, директор музея.
5
NAMEGALLERY на Большой Конюшенной
Из окон NAMEGALLERY открывается красивый вид на Большую Конюшенную.
Галерей в Петербурге великое множество. Заходите в первую попавшуюся и не ошибётесь — даже если вам не понравится выставка, почти наверняка вы сможете завести интересные знакомства с местными художниками или кураторами. А это гарантированный весёлый досуг.

NAMEGALLERY на Большой Конюшенной из тех галерей, которые вряд ли вас разочаруют (ну только если вы не из тех, кто про Пикассо говорит, что сам бы так смог). Среди авторов, с которыми сотрудничает NAMEGALLERY, — Александр и Ольга Флоренские, Владимир Шинкарёв, Инал Савченков и другие супергерои петербургской арт-сцены. Среди кураторов галереи тоже много больших имён. Поэтому если вы в Петербурге, обязательно загляните на второй этаж дома номер 15 на Большой Конюшенной.

Без попыток быть супермодными и заигрывания с актуальными выставочными форматами, создатели галереи умеют сделать так, что уходить отсюда не хочется. Магия места, магия света и магия искусства соединяются и наносят удар, и ты просто перетекаешь из первого зала во второй, из второго в третий, а из третьего опять в первый.

Санкт-Петербург, Большая Конюшенная, 15, 2 этаж (звонить в домофон)
http://namegallery.ru
6
Marina Gisich Gallery
Выставка работ художника Виталия Пушницкого в Marina Gisich Gallery (февраль 2016).
Marina Gisich Gallery — одна из первых галерей современного искусства в Петербурге. Основала её бывшая гимнастка Марина Гисич в 2000 году. Галерея двухуровневая — на первом этаже пространство, открытое для всех желающих, второй уровень открыт только для частных гостей и клиентов галереи.

За шестнадцать лет работы Marina Gisich Gallery вошла в число главных галерей, специализирующихся на современных российских художниках. Среди авторов, с которыми работает Марина Гисич, знаковые художники и представители молодого поколения российского искусства, которых не только выставляют и продают в галерее, но и активно продвигают на международном рынке.

Санкт-Петербург, Фонтанка, 121
http://www.gisich.com/gallery

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ЧИТАйте ТАКЖЕ:
Made on
Tilda